Мера
Необходимость рассмотрения в курсе Логика категории именно меры ниоткуда не усматривается. В словаре у В. Даля, например, такого слова вообще нет. В немецко — русском словаре (Worterbuch Deutsche-Russisch, von Daum/Schenk, Leipzig, 1979) мера (das Mass, die Masseinheit) толкуется как размер, мерка. В немецком толковом словаре (Worter und Wendungen, Worterbuch zum deutschen Sprachgebrauch, von Herbert Gorner und Ruth Kufner, Leipzig, 1979) мера толкуется дополнительно как нечто соразмерное, правильное; это же самое в русском языке отражено в пословице «все хорошо в меру».

В советском Философском словаре, М., 1980., категорию меры истолковали уже примерно так, как это сделал Гегель.

Там же и сообщается, что таковое толкование дал именно Гегель.

Итак, до Гегеля меру понимали просто как соразмерность и масштаб, например, длины, веса, объема, скорости и т. п. Естественно, у каждой меры было свое качество (длина, вес и т. п.) и свое количество — соответственно один метр, один пуд и т. п.

Гегель решил это обобщить, и таким образом углубить: абстрактно все качественные характеристики всех мер назвал качеством, а количественные так и оставил количественными, поскольку все они могут быть выражены числами. Опять же свое, отдельное слово, изобретать не стал, а пристроился к древнему уважаемому слову и попытался исковеркать его всеми признанный смысл.

Так появилась философская категория меры — объединение качества и количества. Единственным оправданием подобного обобщения является желание Гегеля показать на практике, «в натуре», действие придуманного им закона перехода количества в качество. Насколько такое обобщение было полезным, посмотрим. Но сама «логика» своеобразна: сначала под закон конструируются категории, а потом показывается, как этот закон применительно к сконструированным категориям работает. Этот-то ход мысли, заметим, и положил в основу Маркс при написании им своего «Капитала».

В мере соединены абстрактно выраженные качество и количество. (380)

Более развитая, более рефлектированная мера есть необходимость; судьба…

сводится в общем к определенности меры именно в том смысле, что-то, что дерзновенно превозносится, что делает себя слишком высоким, слишком великим, приводится ею к другой крайности, унижается, доводится до ничтожности и тем самым восстанавливается средняя мера, посредственность. (383)

Это просто списано с Евангелия. Иисус Христос сказал ученикам своим: «а кто хочет между вами быть большим, да будет вам слугою; И кто хочет между вами быть первым, да будет вам рабом» (от Матфея, гл. 20, п. 26 и п. 27); «Больший из вас да будет вам слуга: Ибо кто возвышает себя, тот унижен будет; а кто унижает себя, тот возвысится» (от Матфея, гл. 23, п. 11 и п. 12).

Мера есть, правда, внешний вид и способ, некоторое «больше» или «меньше», но она вместе с тем есть также… не только безразличная и внешняя, но и в-себе-сущая определенность; она, таким образом, есть конкретная истина бытия; народы поэтому почитали в мере нечто неприкосновенное, святое. (383)

А это мысли из Ветхого завета, точнее — из пятикнижия Моисеева: «Не делайте неправды в суде, в мере и в измерении. Да будут у вас весы верные, гири верные, ефа верная и гин верный» (Левит, 19 — 35, 36), и др.

…качественное различие материи имеет по существу своей определенностью количественное…(385)

Это просто одна из навязчивых идей Гегеля.

Верно не всегда. Например, антиматерия качественно отлична от материи при количественном тождестве. И если святой качественно отличен от грешника, причем здесь количество?

…все налично сущее имеет свою меру. Всякое наличное бытие обладает некоторой величиной, и эта величина принадлежит к самой природе нечто; она составляет его определенную природу и его внутри-себя-бытие. Нечто небезразлично к этой величине, не остается тем, что оно есть, если изменяется эта величина, а изменение последней изменяет его качество. Определенное количество как мера перестало быть такой границей, которая не есть граница; оно есть отныне определение вещи, так что если увеличить или уменьшить эту вещь за пределы этого определенного количества, она погибнет. (388)

Короче: каждая вещь имеет свой размер. Естественно.

Нелепо… говорить о естественном масштабе вещей. (388)

Так все-таки каждая вещь не имеет своего естественного размера, и муравью так же естественно быть со слона?

…непосредственная мера есть некоторое простое определение величины, как, например, величина органических существ… Но всякое существующее, чтобы быть тем, что оно есть,…имеет некоторую величину.- Как определенное количество, она есть безразличная величина… способная подниматься по лестнице большего или опускаться по лестнице меньшего. Но как мера, оно вместе с тем отлична от себя самой как определенного количества, как такого безразличного определения, и есть ограничение этого безразличного движения взад и вперед вдоль границы.

…таким образом, количественная определенность оказывается в наличном бытии двоякой — с одной стороны, такой определенностью, с которой связано качество, а с другой стороны, такой определенностью, вдоль которой, не нанося ущерба качеству, можно двигаться взад и вперед, — постольку гибель такого нечто, которое имеет меру, может произойти в результате того, что изменяется его определенное количество. (389)

Снова излюбленная «двоякость»: так количество связано с качеством, или все-таки не связано?

И никакой тут двоякости нет. Просто мы имеем здесь дело с замаскированным парадоксом о лысине, или, что-то же самое, о куче.

Решение этого парадокса дано в предисловии настоящей работы.

…количество есть момент меры и находится в связи с качеством…(391)

…другим определенного количества служит лишь качественное. (397)

По поводу абсолютных отношений меры следует сказать, что математика природы, если она хочет быть достойной этого имени, по существу должна быть наукой о мерах, наукой, для которой эмпирически, несомненно, сделано очень много, но собственно научно, то есть философски, сделано еще весьма мало. «Математические начала философии природы» (имеется в виду сочинение Ньютона)…должны были бы содержать в себе нечто совсем иное, чтобы внести свет в эти еще темные, но в высшей степени достойные рассмотрения области. Велика заслуга познакомиться с эмпирическими числами природы, например, с расстоянием планет друг от друга; но бесконечно большая заслуга состоит в том, чтобы заставить исчезнуть эмпирические определенные количества, и возвести их во всеобщую форму количественных определений так, чтобы они стали моментами некоторого закона или некоторой меры… Но следует требовать еще высшего доказательства этих законов, а именно не чего иного, как того, чтобы их количественные определения были познаны из качеств, или, иначе говоря, из соотнесенных друг с другом определенных понятий. (400−401)

Более развитая, более рефлектированная мера есть необходимость; судьба…
В начале девятнадцатого века, когда творил Гегель, эти мысли, возможно, и представляли интерес. Но не сегодня, в начале века двадцать первого.

Дано отношение меры, некоторая самостоятельная реальность, качественно отличная от других. Такое для-себя-бытие, в виду того, что оно вместе с тем существенным образом есть некоторое отношение определенных количеств, открыто для внешности и для количественного изменения; оно имеет известную ширь, в пределах которой оно остается безразличным к этому изменению и не изменяет своего качества (точно, парадокс о лысине). Но наступает некоторая точка этого изменения количественного момента, в которой изменяется качество, определенное количество оказывается специфицирующим, так что измененное количественное отношение перешло в некоторую меру и тем самым в некоторое новое качество, в новое нечто (да, вот «неожиданно» образовалась лысина, или исчезла куча). Отношение, заменившее первое, определено им отчасти с той стороны, что моменты, находящиеся в сродстве, качественно те же, отчасти же с той стороны, что здесь имеется количественная непрерывность. Но так как различие имеет место именно в этой количественной стороне, то новое нечто относится безразлично к предыдущему; различие между ними есть внешнее различие определенного количества. Оно появилось поэтому не из предыдущего, а непосредственно из себя, то есть из внутреннего, еще не вступившего в наличное бытие специфицирующего единства. — Новое качество или новое нечто подвергается такому же дальнейшему процессу своего изменения и т. д. до бесконечности. (431)

Здесь без всяких на то оснований утверждается, что на известном этапе количественные изменения непременно переходят в качественные. Противореча этому утверждению, утверждается далее, что качественного изменения по существу нет: моменты, находящиеся в сродстве, качественно те же… и далее снова утверждается новое качество:

Новое качество или новое нечто подвергается такому же дальнейшему процессу своего изменения и т. д. Сплошная путаница.

Четкого определения меры не дается. Чтобы хоть как-то отделить определенное количество как таковое от него же как момента меры, вводится термин «специфицирующее»: определенное количество оказывается специфицирующим.

В основании предположения о постепенности возникновения лежит представление о том, что возникающее уже до своего возникновения наличествует чувственно или вообще в действительности и лишь вследствие своей малости еще не может быть воспринимаемо. (435)

Способ делать понятным возникновение или прехождение предположением о постепенности изменений имеет в себе скуку, свойственную тавтологии; он уже заранее имеет совершенно готовым возникающее или преходящее и делает изменение изменением исключительно внешнего различия, так что на самом деле оно есть лишь тавтология.

Это просто ложное утверждение, поскольку постепенность вовсе не предполагает возникающее сегодня незаметно существующим вчера.

Трудность такого стремящегося к пониманию рассудка заключается в качественном переходе, какого-нибудь нечто в свое другое вообще и в свою противоположность; чтоб избегнуть этой трудности, он обманывает себя представлением о тождестве и об изменении, как о безразличном, внешнем изменении количественного. (435)

Никакой трудности здесь не наблюдается. Качественное, как и количественное изменение вполне может начаться с нуля и постепенно нарастать, при этом с различной скоростью. А все трудности у Гегеля оттого, что он выдумал свою схему про все и вся, и безуспешно пытается подвести под нее весь мир Божий.

Величина есть тот характер некоторого существования, за который оно может быть ухвачено как будто безобидно и который может привести его к гибели. (436)

С этим надо согласиться.

Для обозрения пути все дальнейших и дальнейших определений, который пройден мерой, скажем, что моменты этого пути суть, коротко говоря, следующие: мера есть… непосредственное единство качества и количества, как некоторое обыкновенное определенное количество, которое, однако, специфично. Тем самым она, как соотносящаяся не с другим, а с собой определенность количества, есть по существу отношение. Поэтому она, далее, содержит в себе свои моменты, как снятые и нераздельные; как это всегда бывает в понятии, различие в ней таково, что каждый из ее моментов сам есть единство качественного и количественного. (439)

Все это Гегель мог бы с таким же успехом адресовать не мере, а просто наличному бытию, то есть любому нечто.

Далее следует материал о становлении сущности. Здесь опущен.

Итак, мера есть объединение, сумма, нераздельность, единство качества и количества. А это и есть наличное бытие, то есть нечто. И мера — тоже.

Как итог, следует признать, что корректно построить категорию меры так, как бы Гегелю хотелось, не получилось.



Made on
Tilda