Сущность должна являться. (571)
Являться (появляться, обнаруживаться) должна не только сущность, является все. То, что никогда не является, прямо или косвенно, того, почитай, просто нет.
Учение о бытии содержит в себе первое предложение: бытие есть сущность.
Нет такого вывода.
Второе предложение: сущность есть бытие, составляет содержание первого отдела учения о сущности.
И такого вывода тоже не имеется.
Но это бытие, которым делает себя сущность, есть существенное бытие, существование, состоявшийся выход из отрицательности и внутренности. (571)
Сущность, достигшая непосредственности, есть ближайшим образом существование, а как неразличенное единство сущности с ее непосредственностью она есть существующее или вещь. (572)
Сущность есть, допуская некоторую тавтологию, существенные свойства наличного бытия. В духовном мире тоже можно выделить существенные аспекты.
Явление есть то, что есть вещь в себе, или истина последней. (572)
Явление есть то, что является человеку. Для инфузории явление, видимо, будет несколько иным, чем для человека.
…миру явлений противостоит рефлектированный в себя, сущий в себе мир.(572)
Нет, мир явлений содержит в себе мир сущностей. Можно зайти и с другого конца и это же самое сформулировать так: мир сущностей являет себя в качестве мира явлений.
…являющееся обнаруживает существенное, и последнее имеет бытие в своем явлении. (572) Правильно.
Между вещью и существованием проводится различие… Вещь и существование есть непосредственно одно и то же. (577)
Вещь-в-себе как простая рефлектированность существования в себя не есть основание несущественного наличного бытия; она есть неподвижное, непосредственное единство… (578)
Последняя (вещь-в-себе) не должна в ней самой иметь никакого определенного многообразия и поэтому приобретает последнее, лишь будучи перенесена во внешнюю рефлексию, но при этом остается к нему безразличной (вещь-в-себе имеет цвет, лишь будучи поднесена ко глазу, запах — к носу, и т. п.). Ее различия суть лишь различные отношения к ней некоторого другого, они суть определенные соотношения с вещью-в-себе, сообщаемые себе этим другим, а не ее собственные определения. (578)
Определенность разных вещей-в-себе по отношению друг к другу имеет поэтому место во внешней рефлексии. (579)
Неправда. Действительно, измерить одну вещь можно лишь с помощью другой вещи, но отсюда не следует, что первая вещь без соотнесения к другой вещи не имеет размера и прочих других свойств. Она не имеет численной меры своего размера, а не размера: размер и его численная мера — это совершенно разные вещи.
Вещь становится через свои свойства причиной, а причина заключается в том, что она сохраняет себя как действие. (582)
Снова неправда. Не только вещь может быть причиной. И вещь не обязательно должна быть причиной. И если вещь является причиной, то дело не столько в свойствах вещи, сколько в ее отношении к другим вещам.
И причина, послужив спусковым механизмом, вовсе не обязательно сохраняет себя как действие. Да и где граница между причиной и поводом?
Для трансцендентального идеализма эта внешняя рефлексия есть сознание. Так как эта философская система переносит всякую определенность вещей как по форме, так и по содержанию, в сознание, то согласно этой точке зрения во мне, в субъекте, кроется причина того, что я вижу листья дерева не черными, а зелеными, вижу солнце круглым, а не четырехугольным, что для меня вкус сахара сладок, а не горек, что я определяю первый и второй удар часов как последовательные, а не как рядоположенные, что я не определяю первый удар ни как причину, ни как действие второго удара и т. д. — Этому кричащему изображению, даваемому субъективным идеализмом, непосредственно противоречит сознание свободы, согласно которому я знаю себя скорее чем-то всеобщим и неопределенным, отдельно от себя те многообразные и необходимые определения и познаю их как нечто внешнее для меня, присущее лишь вещи.
Это тоже напрасно. Против субъективного идеализма (солипсизма) никакое сознание свободы не поможет: последний логически неопровержим: достаточно все объявить продуктом своего сознания.
«Этость» (das Diese) составляет, следовательно, полную определенность вещи таким образом, что эта определенность есть вместе с тем внешняя определенность. Вещь состоит из самостоятельных материй, безразличных к их соотношению к вещи. Это соотношение есть поэтому лишь некоторое несущественное сочетание означенных материй, и различие одной вещи от другой основано на том, находится ли в ней несколько особенных материй и в каком количестве они в ней находятся. Они за «эту» вещь, продолжаются в других вещах, и их принадлежность этой вещи не есть для них предел. Столь же мало они суть, далее, ограничение друг для друга, так как их отрицательное соотношение есть лишь бессильная «этость». Поэтому, сочетаясь в вещи, они не снимают себя; они, как самостоятельные, непроницаемы друг для друга, соотносятся в своей определенности лишь с собой и суть некоторое взаимно безразличное многообразие устойчивого наличия; они способны иметь лишь некоторую количественную границу.- Вещь, как «эта» вещь, есть это их чисто количественное соотношение, есть голая коллекция, их «также». Она состоит из какого-либо определенного количества некоторого вещества, состоит также из определенного количества некоторого другого вещества, состоит также и из других; эту связь, состоящую в том, что они не имеют никакой связи, единственно и образует собою вещь. (589)
Это один из тех случаев, когда философ, не располагая достаточными узкопрофессиональными познаниями, а если называть вещи своими именами, то, будучи полным профаном, если же быть совсем точным, то — не понимая ни уха, ни рыла, пытается о конкретных вещах судить и рядить. Ничего достойного внимания из этого обычно не получается. И получиться никак не может по определению.
…вещь рассматривается так, что она обладает свойствами, устойчивое наличие которых есть вещь. (592)
Тут не поспоришь: свойства, желательно устойчивые, у вещи должны быть. А иначе какой же ты пан атаман, если нет у тебя золотого запаса? Хлопцы разбегутся. И материя разбежится, ежели неустойчивая.
Все материи пористы, и в промежутках каждой из них находятся все другие, ровно как и сама она вместе с прочими материями находится в этих порах каждой материи. Они поэтому составляют некоторое множество, взаимно проникающее друг в друга таким образом, что проникающие в свою очередь пронизаются другими, что, стало быть, каждая материя снова пронизывает свою собственную пронизанность. Каждая материя положена как свое отрицание, и это отрицание есть устойчивое наличие другой, но это устойчивое наличие есть в такой же мере отрицание этой другой и устойчивое наличие первой. (593)
Это в голове у Гегеля поры, а не в материи.
Снова мы имеем суждение дилетанта, понятия не имеющего о строении материи.
Разговоры, разговоры, слово к слову тянется…