Видимо, эти свои мысли о движении, если их вообще можно назвать мыслями, Гегель считал очень и очень важными, или для того, чтобы основательнее убедить людей в их правоте, только он счел необходимым продублировать их и даже немного развить в другой своей работе, в «Философии природы»: «Движение и состоит именно в том, что тело находится в одном месте и в то же время также и в другом месте, причем столь же верно, что оно вместе с тем находится не в другом, а лишь в данном месте» (67).
(Когда апостол Павел, проповедуя афинянам Евангелие, доходил до места, где Иисус на третий день воскрес из мертвых, афиняне вставали и уходили, деликатно говоря: а об этом мы послушаем в следующий раз. Мудрые были они, эти афиняне.
Нам бы тоже надо, если по совести, прочитав про «здесь и не здесь», просто взять и бросить эту книгу в камин. Увы, мы не афиняне…)
Да, всякие сомнения исчезли! Действительно, «…брожение, с которого начинается всякое творчество нового» (3), уже прошло. Ушло и кануло в лету безвозвратно.
И верно, что «…период, когда дело идет главным образом о приобретении и отстаивании принципа в его неразвитой еще напряженности» (3) тоже завершился.
Бесспорно также, что «…перестроилась субстанциональная форма духа». (2)
И в самом деле, если у профессора Канта напряженность принципа была еще недостаточно развита, а субстанциональная форма его духа еще не вполне перестроилась, иными словами, Кант еще имел какую-то совесть, и поэтому свои нелепицы пытался хоть как-то попрятать в антиномии, то профессор Гегель развитие напряженности своего принципа блистательно завершил: он напрягся и совершил-таки прорыв к абсолютной свободе своего субстанционального духа, который к этому времени, надо понимать, уже вполне перестроился по форме:
Гегель обесстыжил совершенно, полностью, окончательно и бесповоротно.
Профессор Гегель, в отличие от профессора Канта, лепит со своей кафедры горбатого уже никого и ничего не стесняясь — непринужденно, нагло и открыто.
Ясное дело, скромный коммерсант Энгельс, прочитав такое, написанное к тому же, ни много ни мало — прославленным и маститым профессором университета, просто закоченел от восторга. Истина наконец-то осветила его ум, и он понял великую, вековую загадку движения. Как прилежный ученик, Энгельс тут же аккуратно перетащил эту ахинею в свою тетрадь — в «Диалектику природы».
И приходится с тихой грустью констатировать: после такого столь мощного, коварного и — я почему-то уверен в этом — внезапного удара диалектической дубинкой по своим юным и еще не вполне окрепшим мозгам Энгельс, хотя и прожил долгую жизнь, оправиться от такого до самого конца так и не смог. Быть может, Энгельс со временем и отошел бы от своей контузии, но в жизни его, как на грех, появился энергичный и блестяще образованный, к несчастью, еще ранее ушибленный той же дубинкой Маркс, который авторитетно подтвердил: да, именно так, все правильно, все так оно и есть: и тут, и не тут. И бедняга Энгельс, отринув уже всякие сомнения, укоренился в вере своей в диалектику вполне. И уже вместе, в два смычка, завели они свою диалектическую рапсодию, и сотворили — представить страшно — целых сто толстенных диалектических томов.
Все это было бы смешно, когда бы не было так грустно. Смех-то смехом, да ведь только это — вершина, наивысший писк классической немецкой философии — dialektike. Классика, понимашь. Ну и Бог бы с ними, с немцами — немцы насочиняли, пусть немцы и занимаются: видимо, у них менталитет такой. Так ведь нет, всякое барахло на Святую Русь тащат, замусорить Россию пытаются. А Русь? Доверчива Русь, вот в чем ее беда. Но и ее сила — тоже.
Гегель либо откровенно издевается над читателем, либо у него «крыша поехала». Но сумасшествие — и это известно докторам — вещь весьма и весьма заразная. И поэтому не удивительно, что этот невероятный, невозможный, совершенно уникальный по своей несуразности пассаж так понравился советским философам, что практически дословно, с легкой руки классиков марксизма, с благословления самого (!) Ф. Энгельса (12, 123−124), десятилетиями переходил из учебника в учебник по диалектическому материализму в качестве несомненного и неоспоримого доказательства как противоречивости самого движения, так и необычайной, превосходящей всякое воображение, глубины диалектической мысли. (13, 92)
Каюсь: слушал, верил, читал, поражался, заучивал, отвечал. И мои товарищи-коллеги тоже. И не приходило нам в голову, что были мы все персонажами из пьесы про голого короля. Вот только не нашлось мальчонки, который бы крикнул: а король-то — голый!
Думается, святоотеческое учение о Пресвятой Троице (14, 499−548) понять нисколько не сложнее. Так ведь богословы прямо и честно говорят:
это — божественное чудо, откровение, которое человеку разумом понять невозможно, и в которое нужно только свято верить. Гегель же свое чудо из чудес выдает за науку.
А ведь Иисус Христос предупреждал, обращаясь к народу: «Но да будет слово ваше: „да, да", „нет, нет"; а что сверх этого, то от лукавого» (Евангелие от Матфея, глава 5, п. 37).
И получается, если по Иисусу Христу, что вся диалектика — от лукавого. Знал, прекрасно знал Иисус Христос, и что такое диалектика, и от кого она, и для чего она, поэтому и предупредил.
В вопросе о движении, как и в ряде других вопросов, Гегель просто запутался в словах. Дело в том, что на бытовом языке, как на немецком, так и на русском, фраза «тело в данный момент времени находится в данной точке» одинаково справедлива как для покоящегося, так и для движущегося тела: одна и та же фраза описывает два совершенно различных состояния тела. И, не привлекая специально разработанный профессиональный язык, действительно, в движении можно усмотреть противоречие: тело находится в такой-то точке и движется с такой-то скоростью. Только противоречие это проистекает не из движения, а из недостаточной детализации бытового языка. Любой механик-конструктор скажет: данное тело с такой-то массой под действием таких-то сил движется по такой-то траектории и в данный момент времени имеет координаты такие-то, скорость такую-то, ускорение такое-то; и очень удивится, если ему скажут о каких-то присущих всему этому делу противоречиях. А если услышит еще про «здесь и не здесь», то, конечно, посмотрит как на ненормальных.
В приведенном выше абзаце о движении утверждается абсурдное: нечто одновременно находится здесь и не здесь. Это утверждение абсурда выдается Гегелем за истинно диалектический метод рассуждения, и в разных формах проходит через весь трактат под названием «Наука логики».
Ниже, при рассмотрении вопроса о границе как таковой, будет показано, что абсурдность эта проистекает и из превратного толкования понятия границы: одновременно и есть и не есть. Dialektike…
Русские православные люди никогда бы сами не додумались до dialektike по одной простой причине — у них есть совесть.
До dialektike додумались неправославные немцы. Видимо, совести, в нашем понимании, у них нет. И это фундаментальное отличие русским людям никогда не надо забывать и постоянно иметь в виду.
Это видно и из словарей: в русском языке слово совесть несет смысл соотнесения с вестью, с Благой вестью, с Евангелием.
В немецком языке слово das Gewissen, переводимое на русский язык как совесть, является существительным, образованным от прошедшей формы глагола wissen — знать. Такая вот разница менталитетов.
В действительности, никакого противоречия в движении нет. И парадоксов тоже нет; соответственно нет и парадокса про Ахиллеса и черепаху. Имеется лишь элементарное непонимание сути дела. Ключ к пониманию парадокса Ахиллеса дал А. Эйнштейн в своей статье «Геометрия и опыт». В этой статье рассматривается возможность существования бесконечной и в то же время ограниченной вселенной. Суть статьи сводится к тому, что если вселенную представить, например, в виде сферы ограниченного диаметра, а метрику внутри сферы задать таким образом, чтобы размеры всех тел, включая средства измерения, при приближении к границе сферы неограниченно и в одинаковой пропорции уменьшались, то для живущих внутри сферы это уменьшение не будет заметно, и вселенная для них будет бесконечна, хотя по существу является ограниченной поверхностью сферы ограниченного (конечного) диаметра.
То же самое — постоянное и неограниченное уменьшение масштаба измерения (размера отрезка измеряемого пути) — имеет место в парадоксе Ахиллеса и черепахи.
Фактически Ахиллеса поместили в сферу Эйнштейна и заставили его бежать к границе сферы, в то время как наблюдение вели снаружи сферы; иными словами, Ахиллес бежит в неэвклидовом пространстве (16, 443−460), к тому же еще с переменной метрикой, а наблюдение за ним ведется из эвклидова пространства. Наблюдатель действительно увидит и зафиксирует парадокс, но никакого парадокса не будет, если Ахиллеса и наблюдателя поместить в пространство с одинаковой метрикой.
Это же самое можно сформулировать и так: недопустимо в процессе измерения изменять мерку, которой измеряешь; в противном случае можно намерить что угодно.
В этом, собственно, и состоит разгадка знаменитого парадокса.
Греки в своих изысканиях наткнулись на такую фундаментальную конструкцию, как неэвклидова, более того, переменная метрика и остановились перед ней в изумлении, будучи не в силах понять. Никаких средств, соответственно и шансов, решить эту задачу у них, конечно, не было. Более того, задача, поставленная греками, настолько глобальна и настолько опередила их время, что только через 25 столетий (!) эти средства были созданы. Поэтому, в пику опыту, греческие философы, следуя логике, совершенно справедливо утверждали, что (в этой переменной неэвклидовой метрике) Ахиллес не догонит черепаху, и движение (для тех, кто находится на самой поверхности сферы) начать невозможно. И никто не мог их логически опровергнуть, потому что, оставаясь в эвклидовом пространстве, построить логическое опровержение невозможно. Чтобы сделать это и расставить все по своим местам, надо было, чтобы сначала пришли гиганты математики — Лобачевский, Гаусс, Риман, Пуанкаре, а уж после них — Эйнштейн. И никак иначе.