Предисловие ко второму изданию. Осень 1831г.
Подсобный материал, существующий о логики до Гегеля, он рассматривает как…безжизненные кости скелета, к тому же еще перемешанные между собой в беспорядке. (6)

Формы мысли выявляются и отлагаются прежде всего в человеческом языке.(6)
Философия вообще не нуждается… в особой терминологии.(7)
…то, что известно (bekannt), еще не есть поэтому познанное (erkannt). (8)
…потребность заниматься чистыми мыслями предполагает длинный путь, который человеческий дух должен был пройти ранее, она является, можно сказать, потребностью уже удовлетворенной потребности в необходимом, потребности отсутствия потребностей…(9)

Приводятся слова Аристотеля: Со многих сторон человеческая природа зависима, но эта наука, которую ищут не для какого-нибудь употребления, есть единственная наука, свободная в себе и для себя…(9)

То есть исключительно для очень небедных патрициев.

…мы тем менее можем считать, что формы мысли, тянущиеся через все наши представления, — будут ли последние чисто теоретическими или содержащими материю, принадлежащую области ощущений, влечений, воли — служат нам, что мы обладаем ими, а не скорее они нами. (10)

Некрасов Н. А., хотя и не был философом, эту же мысль выразил не в пример ярче и нагляднее (Полн. собр. соч., 1981, т.5 стр.5−6):

Мужик что бык: втемяшится
В башку какая блажь —
Колом ее оттудова
Не выбьешь: упираются,
Всяк на своем стоит!

…так как дух есть по существу сознание, то его знание себя есть основное определение его действительности. Вот, следовательно, высшая задача логики: она должна очистить категории, действующие сначала лишь инстинктообразно, как влечения, и осознаваемые духом порозненно, стало быть, как изменчивые и путающие друг друга, доставляющие ему таким образом порозненную и сомнительную действительность, и этим очищением возвысить его в них, поднять его к свободе и истине. (13)

Указывается на недостаточность формальной логики, ибо она отвлекается от содержания, и поэтому не может дать истины. Сомнительно.

С этим введением содержания в логическое рассмотрение предметом логики становятся уже не вещи (Dinge), а суть (die Sache), понятие вещей. (14)

Странное и довольно надменное, даже высокомерное утверждение. Как будто до Гегеля люди мыслили вещами, а не понятиями. И как будто после Гегеля в мышлении людей хоть что-то изменилось.

…понятие, как мысль вообще, как всеобщее, есть беспредельное сокращение по сравнению с единичными вещами, как они, их множество, представляются неопределенному созерцанию и представлению. (14)

Совершенно тривиальная мысль: действительно, льва вообще не существует: существуют лишь конкретные львы.

Гегель считает, что Логика допускает более строгое изложение, чем математика. И абстрактного совершенства эта наука (логика) достигнет тогда, когда…ни на одной ступени развития мысли не встречались определения мысли и размышления, которые не порождались бы непосредственно на этой ступени, а переходили бы в нее из предшествующих ступеней. (15) Гегель от такого изложения отказался.

поднять … к свободе и истине что бы то ни было — дело, безусловно, хорошее. Вот только неясно, какие именно слова следует считать категориями, и что понимать под их очищением.

В словаре В. Даля, например, 200 000 слов, и каждое из них определяется (разъясняется) через несколько других из этого же словаря. (И абсолютная точность при этом в языке так же недостижима, как и в области измерений). Следовательно, налицо логический порочный круг: располагая только словарем, невозможно выяснить значение ни одного слова. Обращение к другому словарю, например, русско-немецкому, не убирает камень преткновения с дороги, а лишь передвигает его на другое место: этот же вопрос теперь адресуется к толковому словарю немецкого языка.

И не видно иного способа обучения первому в жизни языку (родному языку), как показывать на нечто пальцем и одновременно произносить название этого нечто. И «очищение категорий» в этой связи не может быть ни чем иным, как уточнением и правкой толковых, в том числе профессиональных, словарей. И словари эти должны быть общеприняты, иначе люди перестанут понимать друг друга.

Поэтому крайне амбициозная задача — очистить категории — логической науке явно не по плечу. Не по плечу она ни одному гению, ни группе лиц. Это скорее задача всего народа-языкотворца, и задача эта не одного дня или года. Это исторический процесс.

Made on
Tilda