Идея
Цитируется Кант: …нельзя найти ничего более вредного и более недостойного для философа, чем вульгарная ссылка на якобы противоречащий идее опыт. (215)

Кант смотрел на идею как на нечто необходимое, как на цель стремлений, которая должна быть выдвинута как прообраз некоторого максимума и к которой следует стремиться все больше и больше приблизить состояние действительности. (215)

Именно так поступили в СССР коммунисты, поставив всей стране одну максимальную цель — построение коммунизма. Читали, видимо, большевики и Канта, и Гегеля. Хотя, все это можно вычитать у Маркса и Энгельса.

…идея есть единство понятия и объективности. (216)

Итак, Гегель соорудил еще и понятие идеи.

Вероятно, имеет смысл говорить не о единстве понятия и объективности, а хотя бы об их соответствии, потому что непонятно, как объединить идеальное с реальным.

То обстоятельство, что действительные вещи не совпадают (kongruieren) с идеей, есть аспект их конечности, неистинности… (217)

То, что немец Гегель выдумал, есть абсолютная истина. А если в реальном мире что-то не так, следовательно, в реальном мире нет истинности.

Ну что тут возразить? Нечего тут возразить. Сказано тебе, что нет истинности в реальном мире, значит, нет. А кто продолжает задавать вопросы, надеясь получить ответы, тот просто дурак.

Самое плохое государство, реальность которого меньше всего соответствует понятию, поскольку оно еще существует, все еще есть идея; индивидуумы все еще повинуются власть имущему понятию. (217)

Шутит Гегель, что ли? Или он, пока писал все это, действительно во все это сам уверовал?

…конечный, то есть субъективный дух создает себе предпосылку некоторого объективного мира, подобно тому как жизнь обладает такою предпосылкою, но его деятельность заключается в том, чтобы снять эту предпосылку и сделать ее чем-то положенным. Таким образом, его реальность есть для него объективный мир, или, обратно, объективный мир есть та идеальность, в которой он познает самого себя… дух познает идею как свою абсолютную истину, как ту истину, которая имеет бытие в себе и для себя.

Субъективный дух (мое сознание, то есть я) познает внешний мир. Познает он и свой внутренний мир, если таковой у конкретного субъективного духа имеется. С этим можно и согласиться.

Это — бесконечная идея, в которой познание и действие сравнялись друг с другом и которая есть абсолютное знание о себе самой. (220−221)

То, что мышление — это тоже дело, с этим надо согласиться.

Жизнь есть… процесс рода, заключающийся в том, что она снимает свою единичность и относится к своему объективному наличному бытию, как к себе самой. Этот процесс есть, стало быть, с одной стороны, возврат к ее понятию и повторение первого расщепления, становление некоторой новой индивидуальности и смерть первой непосредственной индивидуальности; но с другой стороны, ушедшее в себя понятие жизни есть становление относящегося к самому себе понятия, существующего для себя как всеобщее и свободное, — переход в познание. (225)

Надумано. Жизнь — еще не есть поэтому переход в познание. Это ведь у кого как.

Жизнь есть непосредственная идея или, иначе говоря, идея как ее, еще не реализованное в самом себе, понятие. (237)

Дух… бесконечно богаче, чем природа…(238)

Смотря что понимать под богатством.

…познание, если только оно уже началось, всегда движется от известного к неизвестному. (252)

…аналитическое познание начинает с некоторого конкретного материала, содержащего в себе некоторое случайное многообразие; всякое различие содержания и поступательное движение к дальнейшему содержанию зависят от указанного конкретного материала. (255)

Так как определенность предмета и отношений есть положенная определенность, то дальнейшие операции с ними тоже совершенно аналитичны, и в аналитической науке имеются поэтому не столько теоремы, сколько задачи. Аналитическая теорема содержит в себе задачу уже как решенную самое по себе, и совершенно внешнее различие, присущее тем двум сторонам теоремы, которые в ней приравниваются друг к другу, столь несущественно, что такая теорема должна была бы показаться тривиальным тождеством. (256−257)

Это правильное наблюдение. Вот только не так важно доказать теорему, как важно ее сформулировать. И никакое аналитическое познание здесь не поможет. Надо иметь, выражаясь русским языком, Божью искру. Это же называется вдохновением, откровением и т. п.

Аналитическое познание есть первая посылка всего умозаключения — непосредственное соотношение понятия с объектом; тождество поэтому есть то определение, которое оно признает своим, и это признание есть лишь схватывание того, что есть.

Синтетическое познание стремится постигнуть то, что есть, то есть уразуметь многообразие определений в их единстве. (260)

Описание обращается к представлению и подхватывает это дальнейшее, принадлежащее к области реальности содержание. Дефиниция же сводит это богатство многообразных определений созерцаемого наличного бытия к простейшим моментам; какова форма этих простых элементов и как они определены относительно друг друга, это содержится в понятии. (262)

Далее идут рассуждения об идее добра, о живом индивидууме, о теореме и доказательстве. Опускается.

Как идет познание, аналитическое, синтетическое или еще какое, надо спрашивать не философов, тем более диалектиков, а тех людей, которые это познание действительно двигали. Например, А. Пуанкаре или А.Эйнштейна. И говорят они, что процесс познания — не обучения уже известному, а прорывы в неизвестное — это процесс сугубо иррациональный.

Здесь нужно, совершенно необходимо вдохновение, как и поэту. Помните А. С. Пушкина? -

И мысли в голове волнуются в отваге,
И рифмы легкие навстречу им бегут,
И пальцы просятся к перу, перо к бумаге,
Минута — и стихи свободно потекут.

А.Эйнштейн минуты вдохновенного творчества сравнивал с влюбленностью, с любовным экстазом. А. Пуанкаре утверждал, что все его математические открытия произошли внезапно и совершенно для него неожиданно.

И вот Гегель нам толкует — аналитическое, синтетическое… то вверх челнок, то вниз челнок…

Абсолютная идея… есть тождество теоретической и практической идеи…(296)

Абсолютная идея есть,…с одной стороны, возврат к жизни… (296)

Природа и дух суть вообще различные способы ее (абсолютной идеи) изображения ее существования; искусство и религия суть различные способы постигать себя и давать себе соответствующее существование; философия имеет одинаковое содержание и одинаковую цель с искусством и религией, но она есть наивысший способ постижения абсолютной идеи, потому что способ ее наивысший, — понятие. (296−297)

Теперь строится понятие Абсолютной идеи. Видимо, это то общее, что имеется у природы и сознания. Скорее всего под Абсолютной идеей понимается совокупность общих закономерностей, разумеется при условии, что они есть. Последователи Гегеля назвали эту совокупность наиболее общими законами диалектики — законы природы, общества и мышления.

Законы эти оказались настолько абстрактными, что утратили какую-либо практическую или иную ценность. Ценность их великая только для такой дисциплины, как dialektike.

…определенность идеи и весь ход развертывания этой определенности составил предмет логической науки, из какового хода развертывания сама абсолютная идея произошла для себя…(297)

Ну это уж во многом дело вкуса — с чего начинать науку. Например, математику можно начинать излагать с чисел, а можно и с множеств.

А.Эйнштейн минуты вдохновенного творчества сравнивал с влюбленностью, с любовным экстазом.
…о любом предмете мы должны сказать, что мы его постигаем в понятии и знаем его в его истине только постольку, поскольку он полностью подчинен методу…(299)

В ищущем познании метод тоже поставлен как орудие, как некоторое стоящее на субъективной стороне средство. (299)

Не надо путать обучение с изучением. При обучении метод — вещь полезная.

Что же касается высокой науки, то тут метода просто не может быть.

У каждого большого ученого — свой метод. Можно назвать его интуицией, можно — откровением, можно — Божьей искрой. И никакая логика помочь тут не может.

Непосредственное, принадлежащее области чувственного созерцания, есть нечто многообразное и единичное. Но познание есть мышление, постигающее в понятиях; его начало также имеет место поэтому в стихии мышления только; оно есть нечто простое и всеобщее. (300)

Подчеркнем еще раз: все здесь сказанное справедливо лишь для такого познания, под которым понимается простое обучение.

…простое определение бытия так скудно само по себе, что уже в силу этого с ним нечего слишком много носиться. (301)

Что верно, то верно.

Этот столь же синтетический, сколь и аналитический момент суждения, в силу которого первоначальное всеобщее определяет себя из себя самого как другое по отношению к себе, должен быть назван диалектическим. (304)

Вся диалектика, как мы видели, проистекает из незаконного приравнивания бытия и ничто: бытие = ничто.

А вообще, если по совести, то сказать следует так: если dialektike суть то, что мы со всем вниманием рассматривали на многих страницах у Гегеля, то, право, было бы лучше, если бы этих страниц вовсе не было написано.

Прежде всего это поступательное движение характеризуется тем, что оно начинает с простых определенностей и что последующие определенности становятся все богаче и конкретнее. Ибо результат содержит в себе свое начало, и дальнейшее движение этого начала обогатило его (начало) новой определенностью.

Ложь. Из самого себя постоянно обогащаться невозможно. Необходим приток извне.

Всеобщее составляет основу; поэтому поступательное движение не должно быть понимаемо как течение от некоторого другого к некоторому другому. В абсолютном методе понятие сохраняется в своем инобытии, всеобщее — в своем обособлении, в суждении и рефлексии; на каждой ступени дальнейшего определения всеобщее поднимает выше всю массу своего предыдущего содержания и не только ничего не теряет вследствие своего диалектического поступательного движения, не только ничего не оставляет позади себя, но уносит с собой все приобретенное и обогащается и уплотняется внутри себя. (315)

Снова не указано, где он, источник обогащения. Ибо он в предлагаемом Гегелем конструировании категорий отсутствует. Но источник этот существует; просто из него черпается неявно, потому как из двух первых категорий — из чистого бытия и ничто — много не построишь.

Именно таким образом происходит, что каждый шаг вперед в поступательном движении, каждое дальнейшее определение, удаляясь от неопределенного начала, представляет собой также и возвратное приближение к последнему и что, стало быть, то, что на первый взгляд может казаться разным, — идущее назад основание начала и идущее вперед дальнейшее его определение, — составляет воедино и есть одно и то же.

Ну зачем так-то уж — движение вперед суть движение назад? Даже если согласиться с таким образом для науки, как круг, то следует добавить, что круг этот постоянно увеличивается, поэтому об одновременном движении вперед-назад говорить не резон. Если ты, конечно, не Dialektike.

Но метод, образующий, таким образом, некоторый круг, не может в своем временном развитии предвосхитить, что начало уже как таковое есть нечто выведенное; для начала в его непосредственности достаточно того, что оно есть простая всеобщность. Поскольку оно таково, оно имеет свое полное условие, и нет нужды извиняться по поводу того, что это начало, дескать, можно принимать лишь провизорно и гипотетически. Какие бы возражения ни приводили против него, — например, что человеческое познание ограничено или что, прежде чем обратиться к предмету, требуется критически исследовать орудие познания, — эти возражения сами суть предпосылки, которые как конкретные определения приводят за собой требование, чтобы они были опосредствованы и обоснованы. (316−317)

Правильное и довольно ехидное замечание.

В силу указанной природы метода наука являет себя как некоторый завитый в себя круг, в начало которого (в простое основание) опосредствование вплетает обратно его конец; при этом круг этот есть круг кругов; ибо каждый отдельный член, как одушевленный методом, есть рефлексия в себя, которая, возвращаясь в начало, вместе с тем есть начало некоторого нового члена. фрагменты этой цепи суть отдельные науки, из которых каждая имеет некоторое предыдущее и некоторое последующее, — или, говоря точнее, каждая отдельная наука имеет только предыдущую и показывает свою последующую в самом своем заключении. (318)

Можно согласиться, что наука суть круг (а не ленинская спираль).

Но можно предложить и иную схему: наука есть пучок линий от нуля до бесконечности; при этом познание устремляется к нулю (вглубь материи) и к бесконечности — вширь и в пространство.


Ну вот, наконец, и подошли мы к концу рассмотрения dialektike.

В начале нашего рассмотрения было: Гегель диалектику гениально угадал, но идеалистически «затемнил»; надо бы написать «незатемненную», материалистическую диалектику и т. п.

При чем тут материализм, при чем идеализм? Какой павлин-мавлин?

Ни к какому «изму» dialektike не имеет ни малейшего касательства.

Dialektike суть тренинг и руководство для бессовестных демагогов, и ровным счетом ничего более.

К слову, во всей dialektike слов совесть не встретилось ни разу.

Обозревая все проделанное, по тезисное рассмотрение работы Гегеля «Наука логики», следует признать, что писал ее человек высокой эрудиции.

И много здесь отдельных интересных и даже остроумных наблюдений.

Но это, пожалуй, и все, что можно сказать положительного.

Когда же нам пытаются на протяжении всех 1048 страниц многократно, монотонно, настойчиво, назойливо, на разные лады и под разными соусами, в самом буквальном смысле этих слов, вбить в голову, что:

*бытие и ничто суть одно и то же и, одновременно, противоположны одно другому;

*каждое нечто противоположно самому себе;

* «Движение и состоит именно в том, что тело находится в одном месте и в то же время также и в другом месте, причем столь же верно, что оно вместе с тем находится не в другом, а лишь в данном месте»;

*…беспокойство нашего нечто — беспокойство, состоящее в том, что оно в своей границе, в которой оно пребывает, представляет собой противоречие, заставляющее его выходить дальше самого себя;

*И красна девица на выданье, и булыжник на берегу какого-нибудь чухонского залива, все в равной мере испытывают беспокойство;

*…сущность есть прошедшее, но вневременно прошедшее бытие;

*в суждении не только субъект шире предиката, но и предикат шире субъекта одновременно, и т. п.,

когда нам пытаются все это с напряженным идиотизмом протиснуть в мозги, мы начинаем понимать, что никакой философской наукой здесь и не пахнет; что нас просто напросто считают дураками и пытаются одурачить еще больше; нам просто совершенно бессовестно, откровенно и нагло лгут; когда мы, вооружившись поистине ангельским терпением, внимательно прочитываем эти тексты, то начинаем осознавать, что не выяснение истины было настоящей целью этой работы Гегеля. Главная цель этой работы — показать и попытаться доказать, причем доказать не строго логическим путем, а исключительно путем многократного повторения одного и того же, с упрямством, достойным лучшего применения, что ложь имеет такое же право на существование, как и истина, и что нет разницы между истиной и ложью. Именно здесь кроются истоки признания истиной одновременно двух заведомо противоположных и несовместимых между собой утверждений. И именно здесь коренится возможность «научно обосновать» любую гадость. Нами не рассматривались здесь Фихте и Кант, но вся эта несвятая троица — Фихте — Кант — Гегель — мазаны одним миром.

И цель у этих господ одна — ниспровержение и разрушение. Более — ничего.

С теми, кто проповедует dialektike, не то что спорить и дискутировать, с ними бессмысленно и бесполезно просто вести беседу. Дело в том, и в этом основа основ их учения, дело в том, что они не придерживаются логики. Более того, диалектики логику элементарно презирают.

На Руси говорят в таких случаях: плюй ему в глаза, все равно скажет — Божья роса. Если человек диалектик, то по мере добра и зла, морали и нравственности, данными нам Иисусом Христом, мы должны открыто и честно сказать: этот человек либо просто наглец, либо одержим нечистыми духами. И середины тут нет. Правда, есть еще душевнобольные и сумасшедшие, но это уже компетенция докторов.

И мы точно знаем, со слов Самого Спасителя, где лежат самые глубинные корни немецкой классической философии: это диавол есть лжец и отец лжи (Евангелие от Иоанна, гл. 8, п.44).

Ибо Иисус сказал ему: выйди,
дух нечистый, из сего человека.
И спросил его: как тебе
имя? И он сказал в ответ: легион
имя мне, потому что нас много.

(Евангелие от Марка, глава 5, пп. 8 и 9).

Dialektike суть лживое, подлое, низкое, грязное, отвратительное, но вместе с тем и именно поэтому грозное и опасное оружие всех бесов, всех тех, кто во что бы то ни стало рвется к власти, поскольку дает возможность «научно» обосновать любые тезисы. Dialektike позволяет «обосновать» попрание чего угодно — морали, чести, совести, веры, семьи и самой жизни человеческой во имя задекларированной цели, вне зависимости от характера этой цели.

И точно так же позволяет «научно» обосновать и возвести на пьедестал любой порок. Ничего святого для dialektike не существует.


Окончательный вывод:


Dialektike — знамя и оружие тех, имя кому — легион.

И хотя кропить святой водой и осенять животворящим крестом этот легион бесов бесполезно, однако без прямой, непосредственной и активной помощи со стороны нашей Святой Русской Православной Церкви, которая смотрит сквозь века и видит этот легион сразу и насквозь, противостоять ему — этому легиону — дело совершенно безнадежное.



Made on
Tilda